В августе этого года москвичка Варвара Корсеткина столкнулась с необходимостью заплатить за разбитый автомобиль каршерингового сервиса «Делимобиль». Сперва 85 тысяч рублей у нее пытались списать с карты, потом периодически поступали звонки от автоинформатора, а в итоге звонить начали коллекторы. Но возмещать ущерб девушка не собиралась, потому что в аварию попала не она — машину угнали три молодых человека, которых уже поймала полиция. Разбираемся, как получилось, что деньги пытались взыскать не с виновников аварии, а с Варвары, и почему сервис долго не признавал свою ошибку.

15 тысяч за незапертую дверь

Варвара Корсеткина вспоминает, что вечером 8 декабря прошлого года она припарковала каршеринговый автомобиль «Делимобиля» на улице, завершила аренду и ушла домой. Варвара объясняет, что в приложении не было уведомлений о том, что машина не закрылась и ее аренда не закончилась. Она предполагает, что произошел технический сбой и поэтому «Фольксваген» был по-прежнему закреплен за ней. Это могло бы привести только к лишним списанным со счета средствам, но ночью машину угнали и разбили — и клиентка для «Делимобиля» стала считаться виновницей ДТП. Оказалось, что, проехав всего полтора километра от места парковки, угонщики не справились с управлением и врезались в столб. На место аварии приехали полицейские, представитель «Делимобиля» и пришла Варвара — машину она нашла по подсказкам оператора горячей линии, так как в приложении ее уже заблокировали. Она дала объяснения в ОВД района Северное Медведково и забыла об этой ситуации на несколько месяцев.

 За незапертую машину «Делимобиль» начислил Варваре штраф в 15 тысяч рублей

В феврале Корсеткину снова вызвали в полицию для дачи показаний. Оказалось, что угонщиков нашли, ими оказались три молодых человека, двое из них — несовершеннолетние воспитанники детского дома. Девушке показали видео, снятое на камеру магазина, где видно, как угонщики садятся в машину. На другом видео, уже с камеры на подъезде жилого дома, автомобиль врезается в столб, молодые люди вылезают и разбегаются. Полицейские сказали, что виновникам ДТП, скорее всего, дадут условные сроки, и пообещали вызвать Варвару в суд, если понадобится. Заседание переносилось несколько раз и до сих пор так и не состоялось.

За незапертую машину «Делимобиль» начислил Варваре штраф в 15 тысяч рублей. Девушка говорит, что не смогла понять, можно ли как-то проверить и доказать, что машину все же закрыла. Она решила «не портить себе нервы» и заплатила 15 тысяч, хотя считает, что аренда могла не завершиться в результате технического сбоя.

Письма и звонки

Аккаунт Варвары Корсеткиной в сервисе «Делимобиль» так и остался заблокированным с декабря, и машины в аренду у него она больше не брала. Но в августе сервис дал о себе знать — девушке стали приходить сообщения, что теперь ей нужно заплатить не только за незапертую дверь, но и за причиненный автомобилю ущерб. Серьезную сумму — 85 тысяч рублей — несколько раз пытались заблокировать на ее карте, которая была привязана к аккаунту в «Делимобиле». На электронный адрес приходили письма, в которых от нее требовали оплатить штраф не позднее 5 сентября. Варвара рассказывает, что с теми же требованиями сперва ей звонил автоинформатор, а потом подключились и коллекторы со своими любимыми приемами — хамством и угрозами.

Корсеткина обратилась в полицию, но там ей не смогли помочь. Варвара по делу не проходила ни потерпевшей, ни подозреваемой, потому ей посоветовали узнать в «Делимобиле» номер дела и принести официальное письмо от компании. Девушка рассказывает, что пыталась связаться с представителями сервиса, но в соцсетях удаляли ее комментарии, а на пять официальных запросов никто так и не ответил. На требование обратили внимание только после того, как она написала о ситуации в фейсбуке и привлекла юридическую фирму «ГК Лигал».

 В процессе подготовки к делу нам стало известно, что «Делимобиль» регулярно практикует необоснованные списания

Управляющий партнер «ГК Лигал» Кирилл Гавриличев объясняет, что спор можно было бы решить в суде или с помощью процедуры медиации (разрешение споров с помощью переговоров, направления письменных претензий и привлечения третьей, незаинтересованной стороны. — Прим. ред.). «Внесудебный путь реализуется через направление официальных письменных претензий на почтовый адрес клиента. Способ взаимодействия с клиентом, выбранный „Делимобилем“, в большей степени напоминает попытку быстро получить деньги при отсутствии каких-либо правовых оснований. В ином случае компания уже обратилась бы в суд», — считает Гавриличев.

Юрист объясняет, что «Делимобиль» должен подавать гражданский иск к молодым людям — виновникам аварии. Но в компании могли понять, что взыскать с них сумму ущерба вряд ли получится, и потому потребовали деньги с Варвары. Кирилл Гавриличев намерен оспаривать и штраф в 15 тысяч рублей, которые клиентка уже заплатила. «В процессе подготовки к делу нам стало известно, что „Делимобиль“ регулярно практикует необоснованные списания. Данный факт является основанием для обращения с требованием о проведении проверки в правоохранительные и контролирующие органы», — уверен Гавриличев.

Пост помощи

Варвара Корсеткина считает, что привлечь внимание руководства «Делимобиля» к ситуации ей помог именно пост в фейсбуке, в котором она эмоционально обратилась к Николаю Козаку, генеральному директору компании. После встречи с представителями «Делимобиля» она написала в фейсбуке еще один пост: «Меня откровенно возмущает такое отношение к людям. [Мне пришлось] месяц терпеть все это, без единого шага навстречу [со стороны компании], и теперь просто „ну мы не правы“. Почему это остается безнаказанным, скажите?»

В пресс-службе «Делимобиля» нам сообщили, что штраф в 85 тысяч отменен, а претензии предъявят настоящим виновникам ДТП после того, как суд вынесет решение. В компании объясняют, что клиентка не завершила аренду автомобиля на тот момент, когда доступ к нему получили третьи лица. Потому, по правилам сервиса и согласно договору, до вступления в силу приговора суда ответственность за состояние машины несет арендатор, то есть Варвара. Компания списала бы с нее средства, а потом клиентка должна была бы подать встречный иск к людям, которых суд признал виновными в аварии. Представитель сервиса рассказал The Village, что Корсеткину исключили из процесса взыскания денег с учетом тяжелых жизненных обстоятельств и того, что подозреваемых в угоне задержала полиция. Но если клиентка планирует оспаривать штраф за незапертую дверь, то в компании собираются получить судебную оценку легитимности этих требований и провести судебное взыскание 85 тысяч за повреждения машины.

«Мы фиксируем все команды и действия, которые клиент совершает в приложении. Если даже у клиента на телефоне включен авиарежим и нет доступа к интернету, действия все равно записываются, и как только появляется сеть, передаются в виде логов команд на наши сервера, где они обрабатываются и хранятся, – объясняет представитель сервиса, – В данном случае попыток завершения аренды или закрытия автомобиля зафиксировано не было. Не было зафиксировано и каких-либо проблем на стороне сервиса». В «Делимобиле» напоминают, что после завершения аренды стоит убедиться, что машина закрыта: дернуть ручку двери или посмотреть в приложении, доступны ли для бронирования другие автомобили.