4 сентября

Tony Hawk’s Pro Skater 1 and 2


Платформы

Xbox One, PlayStation 4, PC

Переиздание одной из важнейших игр оригинальной PlayStation — забудем на секунду про сомнительные порты и продолжения, — из-за которой целое поколение подростков отправилось убиваться в скейт-парки и вконец испортило себе музыкальный вкус — ну, или наоборот. Все тот же Anthrax в саундтреке (и несколько десятков новых песен, сделанных музыкантами, которые сами явно провели за первыми двумя частями игры не один десяток часов), все те же бесконечные комбо, все те же классические уровни типа Warehouse в новой графике, все те же скейтеры из 90-х, включая самого Тони Хоука, плюс онлайн-режим и конструктор парков. Вряд ли влияние игры на реальную жизнь будет таким же ошеломительным, как у оригинала, но этого и не нужно: это все-таки больше про ностальгию.

25 сентября

Mafia: Definitive Edition


Платформы

Windows, PlayStation 4, Xbox One

Радикальный ремейк первой части Mafia — той самой, из 2002-го. Принято считать, что жанр гангстерской саги в кино и сериалах изжил себя после «Клана Сопрано», зато обрел новую жизнь в видеоиграх. Степенная и серьезная, многочасовая Mafia о таксисте Томми Анджело, который начинает делать себе карьеру в мафии города Лост-Хэвена на закате сухого закона, сильно контрастировала с постмодернистским балаганом GTA III, вышедшей примерно в тот же период. Настоящий эпос — может быть, слишком серьезный, чтобы тягаться с «Крестными отцами», но достаточно компетентный (даром что игру придумали и сделали чехи). Ожидания от сиквела были настолько высоки, что его пришлось ждать почти десять лет — и Mafia II (а потом и III) предсказуемо обернулась разочарованием. Красивая, но слишком короткая, она больше походила на эпизод сериала, которого так и не случилось. Выходящая в один год с новым фильмом Мартина Скорсезе, который тоже вернулся к корням, ремастеринговая первая Mafia — отличный способ вспомнить, с чего все начиналось.

30 сентября

Baldur’s Gate III


Платформы

Stadia, PC

В конце 90-х серия Baldur’s Gate вдохнула жизнь в загибающийся к тому моменту жанр RPG и поменяла представление о том, какой в принципе может быть видеоигра. Принцип настолки Dungeons & Dragons — ты герой или группа героев, есть одна главная миссия (разыскать какого-нибудь мага, допустим), но все, что происходит в процессе, — это полный рандом, который ведущий игры придумывает на ходу, — в том или ином виде воплощался в играх и раньше, но в Baldur’s Gate благодаря даже тем нехитрым технологиям создавал и по сей день немыслимую свободу действий. Каждый диалог (а взаимодействовать там можно было буквально с каждым встречным), каждый квест, каждое убийство (или отказ от убийства) открывало окно возможностей с непредсказуемыми последствиями. По этому же принципу работали и другие игры канадской компании BioWare — серия Mass Effect, например. К третьей части Baldur’s Gate студия, впрочем, отношения не имеет: после череды покупок бренд оказался в руках у бельгийцев Larian. И это по праву — очень высоко оцененными играми серии Divinity студия доказала, что заложенные 20 лет назад в оригинальные Baldur’s Gate принципы работают до сих пор. Вероятно, лучшая RPG поколения.

2 октября

Crash Bandicoot 4: It’s About Time


Платформы

PlayStation 4, Xbox One

Еще один привет от первой PlayStation — четвертая часть игры про бандикута Крэша и его друзей, когда-то прославившей студию Naughty Dog (серии Uncharted и Last of Us). После недавнего переиздания первых трех частей стало понятно, что многие хотят не просто продолжения мультяшного платформера о путешествиях во времени (привет, Кристофер Нолан!), а игры, которая действительно была бы такой же, как 20 лет назад. Задуманная студией Toys for Bob как валентинка поклонникам классических игр, Crash Bandicoot 4, судя по всему, такой и получилась — все как раньше, только больше, ярче и круче.

29 октября

Watch Dogs: Legion


Платформы

PlayStation 5, Xbox Series X, PlayStation 4, Xbox One, Stadia, PC

Нарочно не придумаешь: анонсированная еще в 2019 году новая часть Watch Dogs, серии GTA-подобных игр с акцентом на взломе техники, где и раньше критиковали излишнюю любовь авторитарных властей к слежке, выходит в разгар протестов в Беларуси и расцвет движения Black Lives Matter. Разработчики называют Legion «социальным стелсом»: из Сан-Франциско действие перенесено на родину антиутопий — в Лондон, где игроку нужно собрать подпольную группировку для свержения установившегося там авторитарного режима. То есть буквально: бродить по улицам, взламывать телефоны прохожих, пытаться понять, насколько им интересно присоединиться к восстанию (и чем они могут быть полезны), устанавливать контакт — ну а дальше по ситуации: кого-то придется спасать из плена, у кого-то будет доступ в лондонское ГУВД, кто-то вообще бабушка — божий одуванчик (но с пушкой в авоське) и так далее. Всеми завербованными персонажами — каждый со своей предысторий, профессией и произношением — можно управлять; подсказки дает остроумный искусственный интеллект с британским акцентом. Но если ты умираешь — ты умираешь. Можно, конечно, переключиться на кого-то другого, но восстановить жизнь убитого бойца уже нельзя — и это повышает ставки. Заговоры, митинги, налеты на ментов, сходки в конспиративных пабах, неподражаемый кокни, на котором говорит большинство персонажей, — очень своевременно.

13 ноября

Call of Duty: Black Ops — Cold War


Платформы

PlayStation 5, Xbox Series X, PlayStation 4, Xbox One, PC

Очередная часть самого популярного шутера на планете — точнее, одной из его подсерий, посвященной холодной войне: в этот раз действие происходит в нескольких таймлайнах — от вьетнамской войны до 80-х (приказы в трейлере отдает лично президент Рейган). Кино на фоне почти что настоящей новой холодной войны пока что только обнаруживает свой интерес к этой теме — зато во вселенной CoD это уже пятая игра о послевоенном противостоянии СССР и США за десять лет. Но Call of Duty любят, конечно, не за это (впрочем, кампания по поиску, кажется, реально существовавшего советского шпиона по прозвищу Персей выглядит многообещающе), а за мультиплеер — отличия от остальных игр франшизы в этом случае косметические: новые карты, оружие, техника, также анонсируют режим с, гм, зомби — зато можно повоевать в Москве. Она выглядит ровно настолько плохо, насколько вы себе представляете — при этом дизайнеры не поленились перерисовать здание ТАСС на Никитском.

10 ноября

Assassin’s Creed Valhalla


Платформы

PlayStation 5, Xbox Series X, PlayStation 4, Xbox One, Stadia, PC

Серия Assassin’s Creed продолжает исследовать разные эпохи: сюжет новой части, события в которой происходят в Норвегии и Англии в IX веке, вдохновлен периодом завоеваний викингов. Это снова в чуть большей степени батальная RPG, чем стелс (хотя от традиционной для серии возможности убивать — или не убивать — всех втихую никто не отказывается), по-блокбастерски красочно повествующий о быте и нравах выбранного исторического периода: междоусобицы, путешествия на кораблях, попытки договориться и не воевать хотя бы с кем-нибудь, педантично воссозданные Лондон, Винчестер и Йорвик (Йорк). «В Assassin’s Creed мы всегда рассказывали про поворотные моменты в истории, — говорит креативный директор студии Ubisoft Montreal Ашраф Исмаил, — и в данном случае это был момент, который сформировал Европу и Англию такими, какими мы знаем их сейчас».

19 ноября

Cyberpunk 2077


Платформы

PlayStation 4, Xbox One, PC, Stadia

Долгострой польской студии CD Projekt, сделавшей «Ведьмаков», главная игра осени, а может быть, и года, ставшая мемом задолго до выхода, с Киану Ривзом в главной роли, игра-событие, игра, ради которой стоит купить приставку, — и так далее, и так далее, и так далее. Строго говоря, шутер от первого лица с элементами RPG и открытым миром по мотивам одноименной настолки из 80-х — ее автор появится в эпизодической роли. GTA встречает «Бегущего по лезвию»»: хаотичный и завязанный на поведении игрока сюжет, сотни персонажей огромного города Найт-Сити; передвижение на всем и вся, взлом всего и вся, мини-игры вроде бокса и автогонок, радио; имплантаты для того, чтобы понимать персонажей, говорящих не по-английски. Видимо, главное достижение игростроения на данный момент — даже если эта махина рухнет под грузом ожиданий (что очень и очень вряд ли, что бы ни говорили скептики), то с оглушительным грохотом, а это в любом случае завораживает.


Обложка: CD Projekt RED